Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» предусмотрено введение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - ОРВ).
На региональном уровне процедура ОРВ обязательна с 1 января 2014 года.
Целями проведения ОРВ являются:
определение и оценка положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта или действующего акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования, способов ее решения; определение выгод и издержек, подвергающихся воздействию государственного регулирования физических и юридических лиц;
выявление в проекте акта или действующем акте положений, которые вводят избыточные административные и иные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц или способствуют их введению; способствуют возникновению необоснованных расходов физических, юридических лиц, областного и местного бюджетов.
Оценка регулирующего воздействия представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, в том числе хозяйствующих субъектов, граждан и государства в целом, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения.
Внедрение института ОРВ позволит повысить качество государственного регулирования, обеспечит возможность учета мнений социальных групп и установления баланса интересов уже на стадии подготовки проекта нормативного правового акта.
Оценка проектов актов и экспертиза действующих актов проводится органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим разработку проекта акта (регулирующий орган).
Регулирующие органы осуществляют следующие основные функции:
оценка проектов актов путем проведения оценки эффективности воздействия введения (изменения) государственного регулирования;
экспертиза актов (оценка фактического воздействия государственного регулирования);
проведение публичных консультаций; - подготовка заключений об оценке проектов актов и экспертизе актов в сферах государственного регулирования.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 года № 746 в Нижегородской области уполномоченным органом по внедрению процедуры ОРВ определено министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области minec@minec.kreml.nnov.ru.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 декабря 2013 года № 909 утвержден Порядок проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов Нижегородской области при проведении оценки регулирующего воздействия.
В целях реализации функций уполномоченного органа по внедрению процедуры ОРВ приказом минэкономики от 10.12.2013 № 120 утверждены Методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области (вместе с рекомендуемым составом пояснительной записки к проекту нормативного правого акта и Инструкцией по размещению документов в разделе «Оценка регулирующего воздействия»).
В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ процедура ОРВ муниципальных нормативных правовых актов в городском округе город Нижний Новгород начала проводиться с 1 января 2015 года.
В муниципальных районах и городских округах проведение ОРВ стало обязательным с 1 января 2016 года. |